>> Экс-президент ЮАР Мандела госпитализирован для планового обследования

На главную

Как у них: 10 лучших иностранных мультфильмов последних лет

«Ходячий замок»

Режиссер Хаяо Миядзаки, Япония, 2004 год

«Ходячий замок» — фильм великого Хаяо Миядзаки, и это о многом говорит. Если кто-то убежден, что не любит аниме, это означает, что он просто никогда не видел мультфильмов этого режиссера.

В «Ходячем замке» есть все детали, характерные для Миядзаки: главная героиня-девушка, летательные аппараты, злая колдунья, которая оказывается не такой уж злой, очень красивые пейзажи, а главное — много-много волшебства. Это один из фильмов, где вселенная заставляет даже взрослого зрителя совершенно забыть об окружающем мире и перенестись в мир волшебный, а там жить в магическом замке на курьих ножках, который может перемещаться по пустынным европейским просторам и менять свой облик. В главного героя — волшебника Хаула — запросто влюбляешься: то, что он нарисован, помехой не является.

«Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня»

Режиссеры Ник Парк и Стив Бокс, Великобритания, 2005 год

Обладатель четырех премий «Оскар», Ник Парк создал серию пластилиновых короткометражек об английском изобретателе Уоллесе и его верном псе Громите. «Проклятие кролика оборотня» — первый полнометражный фильм с этими героями, снятый в соавторстве с режиссером Стивом Боксом. Сюжет отличается традиционно английским безумием и юмором. Чего стоит только перевоплощение главного героя в огромного кролика-оборотня! Работа над фильмом шла целых пять лет.

«Труп невесты»

Режиссеры Тим Бертон, Майк Джонсон, США, Великобритания, 2005 год

Житель европейской деревушки викторианской эпохи Виктор, собираясь жениться на любимой им Виктории, случайно одевает обручальное кольцо на палец другой, мертвой, невесты — и попадает в загробный мир. Это второй полнометражный мультфильм после «Кошмара перед Рождеством», к которому приложил руку Тим Бертон, теперь уже в качестве режиссера. Третьим полным метром Бертона в анимации стал прошлогодний «Франкенвини». Во всех трех фильмах есть персонажи, связанные с загробным миром. Но Бертон остается верен себе, и все его монстры, они же главные герои большинства его игровых фильмов, обаятельны, милы и благородны — в отличие от многих людей. Таковы и мертвецы в кукольном «Трупе невесты». Основных кукольных персонажей, высота которых составляет почти 30 см, придумал сам режиссер.

«Персеполис»

Режиссеры Маржан Сатрапи и Венсан Паронно, Франция, 2007 год

Фильм поставлен по популярной автобиографической новелле Маржан Сатрапи — иранки, живущей во Франции. Писательница и художница Сатрапи стала одним из двух режиссеров этого графического фильма, посвященного ей самой. Она рассказывает о жизни в Иране до и после исламской революции. Свобода открывается ей во время учебы в Австрии. Но по возвращении домой Маржан снова испытывает на себе все «прелести» теократического режима. Фильм получил премию жюри Каннского кинофестиваля.

«Вальс с Баширом»

Режиссер Ари Фольман, Израиль, 2008 год

Участники войны Израиля с Ливаном 1982 года, в числе которых оказался и лирический герой режиссера Фольмана, пытаются вспомнить, что же тогда происходило. Дело в том, что их воспоминания вытеснены, покоятся где-то в глубинах подсознания: герои не хотят вспоминать события той войны. Главный персонаж по очереди встречается со своими боевыми товарищами и обнаруживает, что все они столкнулись с этим явлением. Причина кроется в чувстве вины: они позволили отрядам правого ливанского движения фалангистов совершать убийства в лагерях для беженцев Сабра и Шатила. «Вальс с Баширом» — жесткий антивоенный фильм, участник Каннского кинофестиваля.

«Мэри и Макс»

Режиссер Адам Эллиот, Австралия, 2009 год

Самая известная картина австралийца Эллиота, обладателя «Оскара» за короткометражный мультфильм «Харви Крампет» и многих других призов. «Мэри и Макс» получил один из призов на Берлинском кинофестивале, был показан на открытии фестиваля «Сандэнс». Этот пластилиновый анимационный фильм повествует о двух очень одиноких людях, между которыми завязывается дружба по переписке, продолжающаяся годами. Это восьмилетняя Мэри из Австралии и 44-летний еврей Макс Хоровиц из Нью-Йорка, страдающий синдромом Аспергера, одним из видов аутизма. Жизнь обоих ужасна: мать Мэри пьет, в школе над ней издеваются, друзей нет. Даже мужчина, за которого она выходит замуж, повзрослев, оказывается геем. Ее мир показан в серо-коричневых тонах, но один яркий цвет в нем все же есть — красный, а значит, есть надежда на светлое будущее. Мир Макса и вовсе черно-белый (красный появляется в виде совсем уже редких деталей): даже его дружба с Мэри приносит не только радость, но и панические атаки. Этот совсем не детский мультфильм наполнен черным юмором и смешными отсылками к массовой культуре, но при этом невероятно трогателен, а под конец трагичен.

«Бесподобный мистер Фокс»

Режиссер Уэс Андерсон, США, 2009 год

Уэс Андерсон, автор «Семейки Тененбаум», «Поезда на Дарджилинг», «Королевства полной луны», снял пока единственный в своей карьере мультфильм по мотивам книги Роальда Даля. Конечно, он получился недетским (дети не оценят тонкий юмор, присущий режиссеру) и впитал в себя все особенности творческой манеры Андерсона. Здесь, как и всегда у него, очень много музыки, важна цветовая гамма, а герои — не такие, как все, и этим хороши. Андерсон, всегда снимающий об инфантильных взрослых или, наоборот, о не по годам взрослых детях, создал мультфильм об инфантильных зверях. Звери эти, понятное дело, чрезвычайно похожи на людей (диалог между лисом и опоссумом: «Как тебе удалось получить титановую карточку?» — «У меня очень хорошая кредитная история»). Главный герой, мистер Фокс, не может противостоять опасному увлечению — убийству и воровству кур, что приводит к большим бедам, но… «Мы все другие, особенно он. Но в этом есть нечто бесподобное», — говорит один из персонажей про Фокса. Несколько пафосный посыл оттеняет юмор:

— Твоя жена была известной шлюхой, такой симпотной, — говорит крыса-злодей мистеру Фоксу.

— Она не была скромницей, как и все мы: время было другое. Нужно подходить без двойных стандартов", — отвечает Фокс.

«Иллюзионист»

Режиссер Сильвен Шоме, Франция, Великобритания, 2010 год

Вторая после «Трио из Бельвилля» полнометражная анимационная работа двукратного номинанта на премию «Оскар» француза Сильвена Шоме. Премьера прошла на Берлинском фестивале. В основе этого рисованного мультфильма — нереализованный сценарий режиссера, актера и мима Жака Тати, который был записан в виде письма к его старшей дочери. Младшая дочь Тати передала Шоме сценарий. Главный герой мультфильма — анимационная версия самого Тати. Этот герой — пожилой иллюзионист, фокусник, который начинает заботиться о простой молодой девушке, дарить ей подарки, которые он на самом деле не может себе позволить, ведь его искусство в середине XX века уже почти никому не нужно. У публики теперь новые потребности (например, рок-концерты), и рукодельное творчество иллюзиониста и ему подобных уходит в прошлое. Этот бесконечно печальный и удивительно красивый фильм с детально прорисованными пейзажами шотландских деревень рассказывает не только о смене эпох, но и о неблагодарности детей. Девушка, которая становится герою как дочь, не ценит его жертв: ей вроде бы кажется, что все подарки приходят к ней по волшебству от мага-благодетеля, но за наивностью явно скрывается эгоизм.

«Ариэтти из страны лилипутов»

Режиссер Хиромасе Йонебаяши, Япония, 2010 год

«Ариэтти» сняли на студии Ghibli Хаяо Миядзаки по сценарию самого мэтра анимации. Неудивительно, что фильм напоминает творчество Миядзаки, особенно его фильмы 1980-х годов, вроде «Мой сосед Тоторо» и «Ведьмина служба доставки». «Ариэтти из страны лилипутов» — история о семье маленьких человечков, которые живут рядом с людьми, в подвале дома, и выбираются на их территорию, чтобы добывать себе еду и нужные вещи. Однажды девочка Ариэтти знакомится с мальчиком из большого дома, и они становятся лучшими друзьями. Но их тайная дружба раскрывается, и семья Ариэтти вынуждена искать новый дом. В фильме интересен не только сюжет, но и весь изображенный в нем мир: маленький домик Ариэтти, украшенный цветами, ее аксессуары (прищепка вместо заколки для волос), кукольный домик, в котором живет маленькая героиня.

«Чико и Рита»

Режиссеры Фернандо Труэба, Хавьер Марискаль, Тоно Эррандо, Испания, 2011 год

Обладатель премии «Гойя» за лучший полнометражный анимационный фильм, номинант на «Оскар» в той же категории, самый известный и титулованный из трех режиссеров фильма, Фернандо Труэба знаменит своими игровыми работами и тем, что уже получал «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке («Эра красоты», 1993). Вероятно, поэтому «Чико и Рита» напоминает по сюжету и подаче игровое кино, тем более что частично фильм основан на документальном материале — биографии знаменитого кубинского джазового музыканта Бебо Вальдеса (известен и его сын — пианист Чучо Вальдес). Бебо Вальдес внес большой вклад в развитие не только джаза, но и мамбо. Сейчас ему 94 года, и к «Чико и Рите» он написал музыку. Фильм посвящен отношениям пианиста Чико и джазовой певицы Риты, которые начинаются на Кубе, продолжаются в Америке, куда Рита едет работать, прерываются и возобновляются. Затрагиваются здесь и темы расизма и наркотиков. Конечно, в фильме много музыки: помимо Вальдеса это Коул Портер, Джордж Гершвин, Телониус Монк, Диззи Гиллеспи и другие.

Еще мультиков!



>> В Волгограде пройдет премьера немецкого перформанса

>> Андрея Панина похоронят, скорее всего, на Ваганьковском кладбище

>> Президент Таджикистана соболезнует в связи со смертью Уго Чавеса