Свою репетицию они сравнивают с заседанием топ-менеджеров. «12 виолончелистов» одеты в деловые костюмы, высказываются по очереди, только вместо документов листают нотные партитуры, будто изучают бизнес-стратегию. Пункт первый - Роберт Шуман, романсы. Затем - Борис Блахер, блюз.
«Мы, как маленькая фирма - к счастью, довольно успешная и востребованная. Возможно, потому что исполняем музыку на любой вкус. В 2008-м, когда мы были в Москве - играли афроамериканскую музыку, сегодня - европейскую и американскую классику», — говорит Нут Вебер, музыкант оркестра «12 виолончелистов».
Кажется, они и правда сидят вокруг стола переговоров. В оркестре «12 виолончелистов» - никакого дирижерского диктата - должности руководителя просто не существует. Впрочем, и при этом музыканты - не сами себе хозяева. Все выступают в составе знаменитого Берлинского филармонического оркестра. Отдельно от него - не чаще чем четыре-пять раз в месяц. Оттого гастрольный график похож на одно большое путешествие.
Если сложить все перелеты за сорок лет, виолончелисты несколько раз обогнули Земной шар. Гастроли в России тоже в «ударном» режиме. Вернулись из Новосибирска и сразу - в Большой зал Московской консерватории.
О своих перелетах они готовы говорить бесконечно. Сплошные траты - бронировать в два раза больше мест, чем нужно. Для себя - и для виолончели. Ее в багаж не сдашь. Одно повреждение - и всю палитру звуков инструмент не выдаст.
«Виолончель может звучать как скрипка, а может - как гитара. Нас всегда просят показать все, на что способен этот инструмент. Организаторы всегда боятся, что концерт будет скучным - ведь кроме виолончелей у нас и нет ничего. Ну что ж, приходится делать шоу», — говорит музыкант оркестра «12 виолончелистов» Стефан Конц.
12 месяцев, 12 полутонов в октаве, 12 часов дня и ночи, 12 апостолов… Некоторые из музыкантов даже предполагают, что, благодаря магии цифр, именно их попросили участвовать в записи «Гимна» Это название пьесы композитора Юлиуса Кленгеля. Еще в 20-е годы XX века он посвятил ее своему другу Артуру Никишу. Произведение исполнили только один раз. Чтобы воссоздать его спустя полвека, и пригласили членов Берлинского филармонического оркестра. Так началась история «12 виолончелистов».
«На самом деле, нас тринадцать - двенадцать только на сцене. Один - запасной, если вдруг кто-то заболеет. Но он сейчас в Берлине - играет с филармоническим оркестром, им же тоже нужны виолончелисты, пока мы в разъездах», — улыбается Солене Кормаррез, музыкант оркестра «12 виолончелистов».
Каждое их выступление музыкальные критики сравнивают с галлюцинацией. Кажется, на сцене полноценный оркестр, а не одинаковые инструменты. Музыканты таким сравнениям только рады. Ведь если зале нет свободных мест, значит 12 — по-прежнему их счастливое число.