Всего с 7 февраля, когда киносмотр открылся картиной китайского режиссера и председателя жюри Вонга Кар Вая «Великие мастера», было показано 400 работ со всего мира. Очереди за билетами выстраивались задолго до открытия касс, а всего было продано около 300 тысяч билетов.
В этом году директору фестиваля Дитеру Косслику пришлось отбиваться от критиков, которые упрекали его в том, что он привез на форум мало мировых премьер, а состав участников, якобы, был довольно слабым для смотра такого калибра. Однако один и довольно сильный козырь в его рукаве был — в виде фильма «Закрытый занавес» (Parde) опального иранского режиссера Джафара Панахи, который осужден на родине за антиправительственную деятельность и отстранен от работы на 20 лет. В итоге фильм был отмечен наградой за лучший сценарий, что лишний раз подтвердило репутацию Берлинале как довольно политизированного кинофорума.
Впрочем, помимо политических тем в германской столице очень любят социальные. Две награды, которые увез в Боснию и Герцеговину Данис Танович за фильм «Эпизод из жизни сборщика железа» (An Episode in the Life of an Iron Picker), рассказывающий о мытарствах цыганской семьи — лучшее тому подтверждение. Сыгравший самого себя Назиф Мужич был отмечен «Серебряным медведем» за лучшую мужскую роль, а сама лента получила Гран-при жюри.
Приз за художественные достижения получает оператор Азиз Жамбакиев за фильм «Уроки гармонии», снятый молодым режиссером Эмиром Байгазиным из Казахстана. Как отмечали критики, жюри вряд ли бы оставило без наград новичка смотра, так как одна из целей Берлинале — расширять географию фестиваля. На этом фоне не должно уходить на второй план несомненное мастерство создателей ленты в лице оператора, режиссера-дебютанта, а также сыгравшего главную роль Тимура Айдарбекова.
Специалисты склонны считать, что, отдав награды этим трем, безусловно заслуживающим внимания, фильмам, критики как бы поддержали репутацию политико-социального фестиваля, на котором рады новичкам, и предложили публике сосредоточиться на других «медведях». Например, в этом году Берлинале увидел много сильных женских ролей. Речь идет и о Луминице Георгиу за работу в «Позе ребенка» (Pozitia copilului), и Жюльет Бинош, сыгравшую скульптора и художницу с печальной судьбой Камиллу Клодель в одноименном французском фильме, и 13-летнюю Мелани Ленц из последней части «райской» трилогии австрийца Ульриха Зайдля «Рай: Надежда» (Paradies: Hoffnung). В итоге жюри приняло решение отдать «медведя» в этой категории Паулине Гарсиа, блестяще сыгравшей в чилийской комедийной мелодраме «Глория» (Gloria) Себастьяна Лелио.
Разумеется, основное внимание было приковано к «Золотому медведю» — главному призу Берлинского кинофестиваля. Согласно критикам, которые ежедневно публиковали рецензии на фильмы и расставляли оценки по четырехбальной шкале, в тройку фаворитов входили «Глория», «Рай: Надежда» и «Поза ребенка» румына Калина Питера Нецера. Последний в итоге и забрал главную награду, дав местным журналистам повод писать о «восточноевропейском оттенке» 63-го Берлинале.
Российское кино осталось без наград, передает ИТАР-ТАСС: лента «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова была принята довольно сдержанно и, по большому счету, осталась непонятой. Настоящим разочарованием для немцев стало то, что и их кинематограф не удостоился призов: единственный в программе отечественный фильм «Золото» (Gold) с Ниной Хосс остался за чертой призеров.
Настоящим сюрпризом стал «медведь» за лучшую режиссуру, присужденный американцу Дэвиду Гордону Грину за ленту «Повелитель лавин» (Prince Avalanche), а также приз имени Альфреда Бауэра, отданный канадцу Дэнису Коте за работу «Вик и Фло увидели медведя» (Vic et Flo ont vu un ours).