В премьерном спектакле по пушкинскому роману в стихах в постановке Римаса Туминаса, на который сейчас стремится буквально вся Москва, у прославленной именинницы небольшая, но очень важная роль — она в очередной раз «озвучит» сцену «Сна Татьяны», и в зрительном зале, по обыкновению, разразится овация.
Так бывает всегда. Стоит только Юлии Борисовой появиться перед публикой, как та мгновенно взрывается аплодисментами, приветствуя неизменно моложавую, стройную, красивую, потрясающе талантливую актрису с завораживающим голосом.
Не зря же, еще из-за кулис услышав до боли знакомые интонации Юлии Константиновны, персонаж из «Визита старой дамы» Дюрренматта восклицает: «Госпожа, Вы остановили поезд». А та, в свою очередь, согласно тексту пьесы, элегантно парирует: «Я всегда останавливаю поезда». Но в данном случае останавливается и само действие, потому что зрители в прямом смысле неистовствуют, заслышав, а потом и увидев великолепную Борисову, которая, вместе с другими корифеями-вахтанговцами, играет в нашумевшем спектакле «Пристань», поставленном к 90-летию ее родного театра.
В знаменитую московскую труппу она поступила в 1947-м году, сразу после окончания Щукинского училища. Уже первые шаги начинающей актрисы не остались незамеченными. Многим стало понятно, что родилась новая восходящая звезда.
Юлия Борисова играла жадно и вдохновенно. Разумеется, поначалу не все ее роли были главными. Однако уже в 1949-м году она сыграла Магду в «Заговоре обреченных», чуть позже — Анисью в спектакле «На золотом дне», потом Настасью Филипповну в «Идиоте», Павлину в «Стряпухе», Валю в «Иркутской истории» и, наконец, стала неповторимой принцессой Турандот. Восхитительная сказка Карло Гоцци принесла ей огромный успех, составив яркую страницу в творческой биографии.
Этапными в ее судьбе были и такие спектакли, как «Миллионерша» и «Варшавская мелодия», «Конармия» и «Виринея», «Антоний и Клеопатра» и «Гибель эскадры»… Всего же в Вахтанговском театре ею сыграно более 60 ролей. И по сути только две — в кино, но зато какие! — Настасья Филипповна в «Идиоте» и Елена Кольцова в фильме «Посол Советского Союза», прототипом главной героини которого послужила легендарная женщина — дипломат Александра Коллонтай.
За долгие годы в искусстве Юлия Борисова ни разу не изменила себе. Она не дает интервью, абсолютно исключая рекламу собственной личности. Не терпит лжи, пафоса и помпы. Держится скромно и независимо. На репетиции или на спектакль неизменно приходит на 12-сантиметровых шпильках, поражая воображение коллег.
Она — истинная королева сцены. Ей невозможно не завидовать, но подражать бессмысленно. Борисова — единственная. Ее помнят поколения, а она, забыв о календарных датах, продолжает околдовывать своим мастерством. И по-прежнему, как она сама говорит, играет «по старой театральной традиции — душой, сердцем и нервами», что в очередной раз докажет сегодня в «Евгении Онегине».