За дискуссией внимательно следила корреспондент «Вестей ФМ» Ольга Подолян.
Киностатистика по итогам прошлого года оказалась неутешительной: в 2012 году в российском прокате зарубежное кино еще больше укрепилось, а интерес к отечественной продукции снова упал. Почему доля российского кино в прокате продолжает снижаться? И действительно ли зритель полностью разочаровался в отечественном кино? На эти вопросы отвечает управляющий партнер исследовательской компании Romir Movie Reserch Олег Иванов.
«Продолжилась тенденция, когда мы теряем позиции нашего кино в наших кинотеатрах. Сейчас доля — 15,5% по кассовым сборам, и я явных факторов, которые переломили бы эту тенденцию, не вижу. Но зрители ждут хорошего кино. Они не перестали верить в нашу индустрию, в нашу кинематографию».
Система квотирования иностранных фильмов в российском прокате, о которой в последнее время так много говорят, кардинально ситуацию не изменит, считает Олег Иванов. Он подчеркивает: сейчас в этом нет никакой необходимости.
«Если бы мы выпускали много фильмов, а их невозможно было бы расписать в кинотеатрах, то квотирование потребовалось бы. А когда порядка десяти картин на 50 недель проката? Место есть, а фильмов нет».
Этой позиции придерживается и член совета директоров объединенной сети кинотеатров «Формула кино» и «Кронверк Синема» Андрей Терешок. Он считает, что квотирование может привести к тому, что зрители просто уйдут из кинотеатров.
«Российских фильмов в 2021 году вышло 70, если я не ошибаюсь, нетрудно догадаться, что показывать весь год практически нечего. И поэтому говорить о квотировании немного странно. Это может привести к тому, что искушенный зритель, у которого есть много способов посмотреть то кино, которое он хочет, уйдет из кинотеатров».
Эксперты уверены: для того, чтобы ситуация в российской киноиндустрии улучшилась, нужно снимать больше фильмов — увечить выпуск отечественных картин в два раза, до 150-170 картин в год. Кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей считает, что нужно менять и систему показа российских фильмов на телеканалах, и ставить наши фильмы в прайм-тайм.
«Российского кино на телеканалах, в сущности, нет, российское кино передвинуто к ночному народу. У нас есть ночной народ и праймовый народ. Только ночной народ видит российское кино. Аудитория, например, фильма “Елена” была в 20 или 50 раз больше, чем при походе в кинотеатры».
Эксперты киноиндустрии уверены: чтобы наши фильмы собирали внушительные кассы и могли конкурировать с зарубежными лентами, нужно менять сложившуюся киносистему — содержание, продвижение картин, доказать кинотеатрам, что они ничего не потеряют, если выпустят в прокат российские фильмы. И на это потребуется немало времени. Например, во Франции система киноиндустрии строилась годами, и сегодня эта страна выпускает почти 200 фильмов в год.