Atlantico: Международная федерация звукозаписи (IFPI, International Federation of the Phonographic Industry) обнародовала итоги мировых продаж музыки за 2012 год. Впервые с 1999 года в этой сфере наблюдается рост: он составил 0,3%. Чем можно объяснить эту тенденцию?
Андре Николя: Коммерчески успешные зоны для рынка физических носителей включают в себя небольшое количество стран. Речь идет о Северной Америке (США и Канада), Европе (прежде всего это Англия, Германия и Франция), северных странах, также Южной Корее и Японии. Это при том, что даже их не обошло стороной распространение торрентов.
Последние цифры IFPI выглядят обнадеживающе, так как свидетельствуют об изменении тенденции. При этом главной движущей силой до сих пор остается рынок физических носителей, спад на котором не удается скомпенсировать даже бурному росту продаж цифрового контента.
Так, в США сети розничные сети физических носителей полностью исчезли, и лишь Amazon сохранил долю рынка с помощью интернет-дистрибуции. Во Франции магазинов тоже становится все меньше: остался лишь Virgin и около десяти бутиков Harmonia Mundi.
Интернационализация рынка и множество различных условий доступа к музыкальному контенту (компьютеры, мобильные телефоны, смартфоны и планшеты) ведут к открытости рынков на всех континентах. Наконец, стоимость приобретения трека/альбома и предоставляемый набор услуг повышают привлекательность музыкального предложения.
— Музыкальная индустрия уже десять лет переживает кризис, однако, объявив эти цифры, руководство IFPI заявило, что находится «на правильном пути». Обоснован ли такой оптимизм? Действительно ли кризис остался позади?
— Да, так как появление все новых инноваций повышает привлекательность рынка. Кроме того, расширение каталогов, развитие потокового аудио и облачных технологий открывают новые возможности для доступа к цифровому музыкальному контенту.
— Наблюдаются ли какие-то реальные изменения в практике доступа к музыке (платный против бесплатного)?
— Экономические модели стабилизируются, особенно если производители пересмотрят условия лицензирования. Сейчас развивается предоставления доступа к потоковому прослушиванию за абонентскую плату, и скорость перехода от бесплатного к платному контенту вызывает оптимизм.
Что касается бесплатного доступа с рекламой, нужно отметить смещение рекламных кампаний в сторону новых электронных СМИ, так как использование личных данных позволяет точнее установить целевую аудиторию.
Наконец, открытость API некоторых платформ для разработчиков открывает возможности для взаимодействия и взаимного проникновения многих служб и услуг в рамках одной платформы, что обогащает пользовательский опыт и музыкальный опыт потребителей. Все эти недавние преобразования должны создать условия для развития самых разных стартапов.
Андре Николя, представитель французского музыкального центра l’Observatoire de la musique.