Сегодня трудно встретить семью, где детей больше трех. В бизнес-среде - это вообще редкость. Наталья Майстришина - исключение. Она не просто многодетная мама, но и успешная бизнес-леди — создала с нуля маркетинговое агентство, пока сидела в декрете со вторым ребенком. И за десять лет не только нарастила бизнес и накопила компетенции, но и успела еще трижды побывать в роддоме. Говорят, быть матерью-героиней - непосильный труд. Но глядя на Наталью Майстришину, так не подумаешь. Она разбивает вдребезги многие стереотипные «страшилки».
Воздух и маргарин
В домофон нам с фотографом ответил звонкий детский голос. Десятилетний Арсений впустил нас в подъезд и встретил в коридоре.
— Мамы еще нет. Проходите, раздевайтесь вот здесь, — по-хозяйски распорядился мальчик. Пока мы избавлялись от верхней одежды, нас с любопытством разглядывали сестры Арсения: шестилетняя Вера, двухлетняя Маша и семимесячная Саша, расположившаяся на руках у няни. Старшего сына - семнадцатилетнего Елисея — дома не было. В таком возрасте - зачем дома по вечерам сидеть?
У Майстришиных не квартира, а целый город детства. Стены увешаны фотографиями малышей и их рисунками. В одной комнате турник, с кольцами и канатами, стол и компьютер, в другой — маленькие кроватки. Всюду игрушки. И неожиданно чисто — для такого то числа детей.
— Саша один раз только ела? Ничего, сейчас покормим! - Наталья Майстришина произносит это прямо с порога, бросив беглый взгляд на ползающую по полу дочку. Мы устраиваемся в зале, за время беседы бизнес-леди успевает не только рассказать о своей жизни и покормить ребенка, но и решить множество детских проблем, перманентно возникающих.
В юности Наталья Майстришина не предполагала, что у нее будет большая семья и собственный бизнес: «Не загадывала и не стремилась». По первому образованию она хормейстер, по второму — организатор транспортных перевозок, а карьеру начала «рекламщицей» в компании Игоря Юсьмы: «Продавала воздух — рекламу на радио “Европа плюс”. Там мы с мужем и познакомились».
Потом Наталья устремилась в маркетинг, ушла работать на Красноярский маргариновый завод. Там впервые увлеклась маркетинговыми исследованиями. О своем деле задумалась, когда сидела в декрете уже со вторым сыном: «Пока была в отпуске, маргариновый завод развалился, я поняла, что мне некуда выходить. Арсюшке было 1,5 года, и я уже не могла оставаться дома. Я не домохозяйка, мне хотелось какой-то деятельности. Муж сказал: “Делай, что хочешь”. Я и задумалась о том, чего же хочу. Тогда еще никакого понимания не было», — вспоминает бизнес-мама.
Управлять, а не следить
Ключевую роль сыграл семинар по маркетингу, на который Наталью позвала знакомая, занимающаяся продажами в компании Amway. Тренер попросил присутствующих написать свои сильные и слабые стороны на листе бумаги, а также то, что человек умеет и что ему нравится. «Я была глубоко впечатлена. Заполнила этот листок и поняла, что моя работа там, где необходимо много общаться. Пришла к мужу, сказала, что мне нужен офис. Он ответил “Пожалуйста”. Сняла офис, купила большой директорский стол, поставила ноутбук, наняла сотрудника. С этого и началось», — рассказывает г-жа Майстришина.
Первые несколько месяцев бизнес не приносил особых доходов. Но именно тогда созрело понимание - наиболее выгодно заниматься маркетинговыми проектами под заказ. Рынок был свободен от конкуренции, работы непаханое поле. Наталья сама ездила договариваться с клиентами. Сначала были небольшие проекты, потом удалось выйти на новый уровень: «Мне повезло с персоналом. Команда подобралась просто крутая. Одна из девушек, которая пришла к нам еще студенткой, так увлеклась маркетингом, что уехала доучиваться в США, сейчас работает там топ-менеджером в крупной компании». Постоянный штат вырос до десятка человек, география рабочих контактов и знакомств расширилась до масштабов всей страны. Среди клиентов «Ромир-Красноярск» за десять лет побывали Сбербанк, «Дымов», «Сибирьтелеком», «БФК» и др.
Появление третьего и четвертого ребенка научило Наталью делегировать полномочия: «Я не так давно к этой мысли пришла: персонал нужен для того, чтобы им управлять, а не следить за ним. Сейчас у меня есть исполнительный директор, она ведет все офисные дела, я езжу только на встречи с ключевыми клиентами, решаю финансовые вопросы. В остальном в бизнесе все устроено так, что в любой момент меня могут подменить. Работа работает и без меня». Правда, и в этой модели не обходится без ситуаций, когда нужно оставить семью и полностью погрузиться в бизнес. Например, сейчас Наталья собирается лететь на несколько дней в Москву, разговаривать с клиентом, который задолжал крупную сумму. Впрочем, такой образ жизни вполне совпадает с ее характером. Энергичная, позитивная, открытая, она создает впечатление человека, которого трудно удержать на одном месте, которому претят скука и однообразие.
Пять детей — не предел
Принято считать, что быть многодетной матерью — это своего рода социальное самоубийство. Якобы, долгие годы круг твоего общения и интересов будет выстраиваться исключительно вокруг детей, поликлиник, прививок, воспитательниц и прочих малоинтересных моментов. Наталья Майстришина с этим категорически не согласна. «Я силы черпаю из семьи. Дети — мои мотиваторы. Знаете, как тяжело утром вставать? А ведь встаешь, ради них. На завтрак варю всем кашу, собираю, одеваю, потом отвожу их по школам и садам, а дальше по своим делам. Я человек мало организованный. Если у меня нет настроения, я на работу не иду. Лучше поеду на какую-нибудь выставку, в гости, на тренинг или семинар. Мне нужно постоянно держать руку на пульсе того, что вокруг происходит».
Муж Натальи - Александр Майстришин — считает, что секрет успеха его жены в том, что она просто делает то, что любит, и имеет правильную систему приоритетов: «Ничего удивительного в этом нет. Да, нужно много энергии, желания, терпения. Но думаю, главное в другом. В обществе искажены ценности. Люди почему-то воспринимают ребенка как трудность, как проблему. А ведь на самом деле ребенок ценнее любой вещи. Остальное — хлам». На этих словах дети со всех сторон облепляют папу, каждый хочет что-то ему немедленно рассказать.
И пока Наталья на минутку освободилась, я спрашиваю: как она справляется с этой «бандой» и планирует ли рожать еще. «Дети очень шумные. Кричат, бегают, делят все время что-то, ссорятся. Когда терпение лопается, я покрикиваю на них. С младшими мне няня помогает, без нее никак, — подчеркивает бизнес-леди. - А про планировать… Я не представляю, как можно планировать детей. Дети это не диваны, не дачи, не машины. Будет шестая беременность — буду рожать. Другого ответа у меня нет».
Юлия Спирина