>> Юбилей Рахманинова отметят масштабным фестивалем в Доме музыки

На главную

Джеймс Франко и "Оз": легенда дороже истины

Киноридус провёл в его обществе целых 11 минут — во время которых Франко рассказал, как рождался образ, который, скорее всего, отныне станет его «визитной карточкой».

Количество уже сыгранных Джеймсом Франко ролей приближается к семи десяткам. Из них можно выделить такие его фильмы как «Великий рейд», «Тристан и Изольда», «В долине Эла», «Ананасовый экспресс», «Харви Милк» (где он целовался с Шоном Пенном), «Ешь, молись, люби» (где был одним из кавалеров Джулии Робертс), «Храбрые перцем», «Восстание планеты обезьян»… Но во главе всего этого великолепия — разумеется, его персональный бенефис на «127 часов», принесший актёру первую номинацию на «Оскар», и роль Гарри Осборна из трилогии про «Человека-паука», которую тоже, напомним, поставил Сэм Рэйми.

— В первой части «Человека-паука» я был куда моложе, чем теперь, — вспоминает Франко те славные времена. — Это ведь когда было?.. Лет двенадцать назад. Опыта у меня тогда было немного, и как актёр я был еще гораздо менее гибким. Разумеется, очевидна разница: сейчас в «Озе» у меня главная роль, и потому мы с Сэмом взаимодействовали друг с другом намного теснее, нежели в былые годы. К тому же я сам стал другим. Теперь, работая над образом героя, я уже не думал о том, что обязательно следует сделать всё по-своему. Я стал более открытым, научился работать над ролью в соавторстве, вместе с режиссёром. Новый фильм мы снимали довольно долго, где-то полгода, но было весело, мне очень понравился этот процесс, во время которого меня окружали люди, с которыми мне очень нравилось работать. Особенно — Сэм, мой друг и один из самых любимых моих режиссёров.

Как уже рассказывал нам Сэм Рэйми, противоречивый характер Оза выстраивался под пристальным наблюдением продюсеров, которые хотели избежать «острых углов» — но вынуждены были в итоге смириться с режиссёрским видением. Что скажет по этому поводу собственно исполнитель заглавной роли?

— Оз — персонаж достаточно эгоистичный. Он немножко прохиндей, немножко бабник, но Сэм Рэйми умело подвёл подо всё это объективную «базу», благодаря которой мы лучше понимаем, почему он именно такой. Представьте, что Оз вырос в неблагополучной среде. Мальчиком он видел, как ежедневно вкалывает его отец, получая за свой труд гроши, — и вполне естественно, что он всегда мечтал сбежать от подобной жизни. Мне кажется, в реальной жизни полно таких людей — столь же талантливых, амбициозных и довольно эгоцентричных. Однако со временем, попав в Страну Оз, герой постепенно становится мудрее. И понимает, что есть куда лучший способ прожить свою жизнь.

Рэйми, напомним еще раз, сформулировал мораль «Оза» предельно коротко и ёмко: «Лучше хотеть быть хорошим человеком, нежели великим». Прекраснее на сей счет и не скажешь. Кстати, подобно режиссёру, который «утащил» со съемочной площадки вывеску Оза, Джеймс Франко тоже оставил себе на память несколько выполненных под старину плакатов, украшавших его фургончик в эпизодах с бродячим цирком. А еще актёр, по его словам, всегда забирает из своих фильмов все костюмы. В этот раз, впрочем, его «улов» оказался не шибко богат: Оскар Диггс, он же Оз, как улетел из Канзаса в костюме-тройке, так и проходил в нём всё оставшееся экранное время.

На нашем круглом столе слегка подуставший Джеймс Франко провёл «целых» одиннадцать минут — и нам еще повезло, так как в соседнем номере (мероприятие проходило в «Ритце») он задержался и вовсе только на пять. Таковы уж звёзды — у них дорога каждая секунда. Франко это касается в особенности — ведь это практически Леонардо, Юлий Цезарь современного кинематографа, умеющий делать одновременно массу разнообразных вещей! Он ведь не только популярный актёр. Он еще и активно снимающий режиссёр — его фильмография насчитывает уже двадцать названий, и почти везде он числится и как автор сценарий. Десять картин на его продюсерском счету, в четырех он поёт (и имеет помимо этого свой музыкальный альбом), в одном фильме выступил как оператор, другой сам смонтировал. И кроме того он подающий надежды литератор, в свободную минутку занимается рекламой — и никто, пожалуй, не удивится, когда выяснится, что он и на машинке вышивать умеет. Естественно изумление: как один человек может со всем этим справляться? Он что, и правда фокусник?

— Я просто хорошо умею распределять своё время, — скромно отвечает Джеймс. — Так уж мне в жизни повезло, что моя работа, всё то, чем я занимаюсь, — это то, что я люблю больше всего. Я работаю всё время потому, что я это люблю, и вот почему у меня получается заниматься всем сразу — это доставляет мне удовольствие. Мне даже не нужно брать то, что другие называют «отпуском»: я вовсе не хочу от всего этого «отдыхать».

А какая ипостась ему ближе — быть звездой голливудского блокбастера или скромного авторского кино?

— Мне нравится и то, и то. Я продолжаю работать по всем направлениям — и тому есть свои причины. Вот возьмём «Оз»: в данном случае масштабный фильм — единственная возможность в полной мере отобразить на экране всё волшебство этого уникального мира. Подобное зрелище просто невозможно создать в независимом кино — тут нужен соответствующий уровень спецэффектов. Но мои собственные работы куда скромнее и куда менее затратные — потому что я выбираю совершенно иные темы. Они, конечно, далеко не такие «коммерческие», зато выигрывают порой в чем-то другом. Я всё это прекрасно понимаю — и стараюсь всё сочетать в разумных пропорциях.

Свидетелем одного из многочисленных перевоплощений Франко весь мир был, кстати сказать, два года назад — когда актёр на пару с Энн Хэтэуэй провел церемонию вручения «Оскаров» (хотя их дуэт и был многими признан одним из худших в истории). На пресс-конференции «Оза», состоявшейся спустя пару дней после очередной раздачи золотых мужичков, был даже задан вопрос: имелись ли у голливудских гостей свои фавориты — хотя его и имело бы смысл уточнить в том плане, понравился ли Джеймсу новый ведущий Сет Макфарлейн? Впрочем, наши гости все равно предпочли «отвертеться», сказав, что вовсе не смотрели церемонию и даже не совсем в курсе, кто там в итоге победил. Мила Кунис якобы летела в тот час на самолёте, Сэм Рэйми тоже путешествовал, а у Мишель Уильямс банально нет дома кабельного телевидения. Франко поддержал коллег аналогичным высказыванием, окончательно развенчав таким образом устоявшийся миф о том, что «Оскар» в мире кино интересен всем и каждому — вот ведь, оказывается, что вовсе нет. Посмотрим, однако, насколько благосклонна будет судьба к попавшему в волшебную страну Оскару Диггсу. На премию за спецэффекты, во всяком случае, фильм вполне имеет право рассчитывать.

— Когда шли съемки, то мы, конечно, не могли видеть того, что сейчас уже доступно зрителям, — отмечает по этому поводу Франко. — «Оз», понятно, потребовал огромной работы над визуальными эффектами, которые, насколько я знаю, еще доделывались даже за неделю до премьеры. И поэтому когда мы все вместе увидели фильм от начала и до конца, то были по-настоящему вдохновлены. Нас поразила эта картина.

А правда, что серия книг Фрэнка Баума про «Удивительного Волшебника из Страны Оз» была любимым чтением маленького Джеймса?

— Да, я очень любил эти книжки, когда был мальчишкой. Я впервые их прочитал, когда мне было лет десять, и мне очень понравился этот мир, мир страны Оз. В то время я как раз увлекался фэнтези, книгами Толкина — «Хоббит», «Властелин колец»… Но кстати сказать, в те годы я вовсе еще не собирался становиться актёром, поэтому у меня не было такого: «Вот бы изобразить этого парня в кино!..» А вот когда я стал уже постарше и «въехал» в то, о чем рассказывали писатели-битники и в частности Аллен Гинзберг, — вот тогда да, были такие желания. И Гинзберга мне сыграть действительно удалось, повезло — в фильме «Вопль», не видели?.. Ну а «Оз» — да, просто удачно совпало.

Одна из интерпретаций книги (настаёт черёд задавать вопрос Киноридусу) заключается в том, что писатель зашифровал в этой сказке остросоциальные реалии своего времени. Будто едва ли не каждый герой здесь — это тонко вырисованная карикатура на определённого политического или бизнес-деятеля той эпохи. Но был ли прототип у Оза в исполнении Джеймса Франко?

— Не уверен, что я думал о каком бы то ни было политике, — задумывается актёр, допивая свою бутылочку минеральной воды. — Но знаете, одного человека я всё-таки вспоминал. У великого режиссёра Джона Форда был такой фильм — «Человек, который застрелил Либерти Вэланса». Там все думают, что бандита Либерти Вэланса застрелил герой Джимми Стюарта, а спустя годы оказывается, что на самом деле в Вэланса стрелял герой Джона Уэйна. Стюарт рассказывает правду репортёрам, но те предпочитают сохранить существующую легенду. Людям важнее верить в некий идеал, нежели знать, как всё по-настоящему было. Эта история отчасти и про Оза — который ведь вовсе не волшебник, он обычный фокусник. Но люди верят ему, превозносят его… И легенда оказывается дороже истины. Уж не знаю, насколько это повлияло на создание образа, но вот о той картине Джона Форда во время работы над ролью я вспоминал достаточно часто.

Оценить творческие старания актёра легко — «Оз: Великий и Ужасный» стартует в российском прокате уже сегодня ночью тиражом в полторы тысячи копий. Большому фильму — большого плавания.



>> Канал Disney возрождает шоу "Устами младенца"

>> Подарок азербайджанского миллиардера Дженифер Лопес вошел в список самых дорогих подарков

>> Анхар Кочнева заявила, что ее будут искать и могут убить