В этом году питерская кинокомпания «Рок» официально празднует своё 20-летие. Здесь были созданы такие картины как «Дневник его жены», «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Связь».
Многие фильмы были отмечены призами на международных кинофорумах. На Каннском кинофестивале 2012 года ученица Алексея Учителя Таисия Игуменцева победила в конкурсе студенческих фильмов «Синефондасьон» с лентой «Дорога на».
О новых продюсерских и режиссерских проектах культурный обозреватель Антон Долин беседовал с основателем кинокомпании «Рок» Алексеем Учителем в студии радио «Вести ФМ».
Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. Сегодня гость нашей студии — режиссер и продюсер Алексей Учитель. Здравствуйте.
Учитель: Здравствуйте.
Долин: Повод для нашей встречи — формально назовем это юбилеем 20-летия студии «Рок», которую Алексей все это время возглавляет и которая названа, собственно говоря, в честь его, может быть, раньше бы я сказал самого знаменитого фильма «Рок», сейчас уже трудно сказать, какой самый знаменитый. И я думаю, что люди определенного возраста помнят фильм «Рок» и какие-то ностальгические чувства по отношению к нему испытывают, а теперешнее поколение молодых, наверное, скорее удивилось бы, его увидев. Вы давно вообще его показывали кому-то современному?
Учитель: Его показывают, иногда показывают по телеканалам. Меня удивило другое, у меня есть еще такая картина «Последний герой», которая была сделана после гибели Виктора Цоя, и решили ее снова выпустить, в прокат причем. И я считал, что это какая-то авантюра, потому что мне казалось, ну кто сейчас уже пойдет на это, тем более в кинотеатре. Это было в Петербурге, как бы новая премьера в «Авроре», в самом большом кинотеатре.
И я, когда подходил с недоверием, увидел огромную толпу людей. И директор кинотеатра мне говорит: «Слушай, я думал, один сеанс и всё. Уже три выкупили, и завтра будем показывать снова».
То есть не знаю, это ностальгия или нет, так публика была разного совершенно возраста, но интерес к этим людям, я имею в виду это не только к фильму, естественно, и к самой личности Цоя, конечно, еще огромный, огромный.
Долин: Но мне кажется, что сейчас эти русские рокеры, даже те, кто продолжает выступать, все равно превратились в легенды в том отношении… может быть, даже не в самом лучшем смысле этого слова, потому что их неформальный статус героический, который был там 20 лет назад, сейчас совершенно уже развеялся. Иных уж нет, другие ушли из профессии, а третьи выступают, превратившись почти что в поп-звезд. И восстановить это для теперешнего поколения людей, которые за эти 20 лет выросли, что это было такое — рок в СССР, наверное, практически невозможно.
Учитель: Не согласен, не все. Вот опять же у нас на открытии фестиваля «Посланец человека» выступал Юра Шевчук, и я считаю, что он вполне достойно держит себя до сих пор.
Долин: Наверное, один из немногих, кто…
Учитель: Ну, хорошо, что есть немногие, немногие.
Долин: Скажите, в последние годы этот жанр документальных фильмов о музыку, о рок-музыке, он только развивается, никуда он не уходит, очень многое связано с тем, что технология 3D позволила делать такие супер-фильмы-концерты, которые даже в прокат выходят. Вы этим всем не занимаетесь сейчас, но, я знаю, продюсируете фильм про Мариинский театр. И мне очень понравился этот ход — начать с рок-н-ролла и придти со времен к классике и к собственному классическому статусу. С чем был связан этот проект, и почему он для вас собственно продюсерский, а не режиссерский? вы же как питерский человек, находящийся рядом с этим энергетическим полем Маринки и Гергиева, наверное, тоже неравнодушны как слушатель и как зритель?
Учитель: Нет, я очень неравнодушен, потому что студия питерская документальных фильмов, где собственно я вырос и начинал, и много работал, бок о бок с Мариинским театром. Кстати, на студии находится документальных фильмов уникальный зал, где пишутся многие симфонические оркестры, по акустике он лучший, и как раз Гергиев очень любит это помещение. Я не раз уже говорил, у меня очень много как бы замыслов по игровому кино, поэтому я пока не могу заниматься документальным, но два фильма, которые я мечтал сделать в документальном кино еще, это о Петре Наумовиче Фоменко (к сожалению, уже не смогу), и Гергиев. Гергиев для меня, помимо великого таланта, уникального менеджера, это тоже есть, но…
Долин: Редкий для России случай, когда эффективный менеджер сочетается с талантливым творческим человеком в одном лице.