Она все-таки сделала это. Шесть лет молчания, полтора года переносов даты выхода и вот новый альбом Земфиры материализовался в Сети, причем за день до официального релиза. Завтра Земфира начинает большой тур, в который помимо новых песен и музыкантов, она везет основной тираж своей свежей пластинки. Видимо главная рок-певица страны все же надеется успешно продавать свою музыку даже в эпоху почти остановившихся продаж.
Подобный подход к продвижению новой музыкальной продукции эксперты называют абсолютно правильным. По мнению исполнительного директора студии «Союз» Александра Минакова музыкальные диски стали сейчас не столько способом поделиться новыми песнями, сколько памятными сувенирами и поэтому относиться к ним нужно как к продаже маек и плакатов. «Если у артиста хорошо поставлена работа в этом направлении, то на своих концертах он сможет продать столько же дисков сколько мы во всех магазинах страны, — сказал “МК” Александр Минаков. — Людей по прежнему интересуют вещи, которые можно взять в руки, поэтому продажи дисков никогда не умрут. Нужно только знать где и кому их продавать.»
С электронной торговлей все гораздо сложнее, уже потому что в России пока совсем мало интернет-площадок, где можно легально купить музыку. Земфира — далеко не первая артистка, предлагающая свои песни в сети. Первый альбом коллектива Петра Налича «Радость Простых Мелодий» можно было скачивать по трекам и платить за это удовольствие сколько душе угодно. По воспоминаниям артиста иногда высылали рублей по 10-15, но даже такое внимание было очень приятно. Первооткрывателями же жанра стали британцы Radiohead, которые в 2007 году предложили своим поклонникам самим определять стоимость песен с их альбома In Rainbows. Многие назвали это музыкальной революцией, однако коллеги Тома Йорка и Ко предпочитали употреблять словосочетание «хитрый пиар» и в таком сарказме есть своя логика. «Я бы не назвал это полноценным продвижением музыки, — говорит Александр Минаков. — Скорее речь идет о способе общения со своими поклонниками. Артист и публика таким образом оказывают друг другу знаки внимания.»
Музыканты «Би-2» подобные знаки внимания облекли с более продвинутую форму. Выпуская в 2011 году альбом Spirit они предложили поклонникам стать акционерами пластинки и сделать взнос, минимальная сумма которого составляла 300 рублей. За это каждый акционер получал альбом, а также массу дополнительного внимания в виде приглашений на концерты, возможности первым послушать новинки, посещать закрытые презентации и т.д. В итоге подобных «акционеров» набралось около тысячи, причем некоторые делали взносы в разы превышающие минимальный.
Все это говорит о том, что при наличии фантазии и грамотном использовании международного опыта можно и в кризис делать меломанам интересные предложения и даже получать за них деньги. Меньше всего в данной ситуации нужно беспокоиться производителям взрослой музыки. Поклонников Грегория Лепса, «Любэ» или Стаса Михайлова вряд ли можно заинтересовать возможностью что-то бесплатно скачать — им проще сначала купить билет на концерт, а потом диск в дорогом подарочном издании. Сложнее всего тем, кто окучивает молодежь, у которой нет ни денег ни стабильных музыкальных предпочтений.
Земфира возможно еще не стала артисткой для респектабельных людей средних лет, но в тоже время собрал вокруг себя стабильную армию обожателей и обожательниц, благодаря которым она может без особого ущерба выкладывать музыку в сеть абсолютно бесплатно. Ее главное оружие и доход — успешные живые концерты. И гонорары за них, кстати, являлись основным заработком артиста даже во времена, когда большим звездам платили за альбом по 200-300 тысяч долларов. Сейчас схема монетизация музыки изрядно изменилась, но если у музыканта есть интересный материал, то способ продать его всегда найдется.