Широкую известность Дьяченко принесла режиссерская работа. Он совместно с «Квартетом И» снял культовые фильмы «День радио» и «О чем говорят мужчины», а сейчас работает над комедийным сериалом «Кухня» (СТС). В преддверии нового сезона на канале господин Дьяченко вспомнил, как работал актером, почему ушел в бизнес, а потом все же вернулся в кинематограф, но уже не в качестве актера, а режиссером, как и мечтал когда-то 16-летним мальчишкой, сидя в воронежском кинотеатре «Юность»:
— Там показывали классные фильмы, я просмотрел всего Феллини, Тарковского. И сидя в кинозале во время фильма «Зеркало», я вдруг подумал: «Я должен быть режиссером!» И с того самого момента я планомерно шел к цели. И вначале решил поступить во ВГИК, но мне, сказали: «Мальчик, повзрослей». А я написал заявку на фильм по романтическо-экзистенциальной книжке Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Мне почему-то казалось, что я смогу ее экранизировать.
Путь к режиссуре был витиеват. Сначала после окончания воронежского вуза Дмитрию пришлось поработать актером в Театре Армии — в нем многие проходят воинскую повинность. Занятие не вдохновляло — все время приходилось «выполнять дебильные задания», да к тому же нужно было на что-то существовать в лихие 90-е.
— Надо было что-то кушать, и я, как все нормальные люди, стал зарабатывать, торгуя тапочками в Лужниках, — припомнил господин Дьяченко. — Это удивительный факт, но я вынужден его признать. Потом стал заниматься риэлторством, мы с товарищем торговали квартирами. Доход был небольшой, потому что мы были всего лишь посредниками. И я решил, что надо развиваться, ушел в мебельную компанию и вырос до того, что у меня было три магазина в Москве. Один из них на Кутузовском проспекте есть до сих пор, но уже не мой. Я четыре года этим занимался, все шло хорошо, купил квартиру в Москве.
И что любопытно, нетворческая профессия быстро надоела будущему режиссеру:
— Но мне это так наскучило. Я ничего не делал, просто приезжал на работу, забирал деньги и уезжал. Вроде предел мечтаний, но это было очень скучно. Я развлекался, разрабатывая дизайн квартир, но этого было мало. И я поступил на режиссерские курсы при ВГИКе, преподаватель был Николай Бурляев («Лермонтов»). Мне было достаточно влиться в эту тусовку, чтобы понять все технологии. И все, чего я достиг, было самообразование. Долгое время делал ролики, рекламу и постепенно дошел до сериалов. Сейчас почти год работаю над «Кухней».
В память о Воронеже в сериал вписали местную фактуру. Главный герой родом из Воронежа. И режиссер даже подумывает снять пару серий в родном городе.
— Возможно, наш герой приедет домой к маме и пройдется по главным воронежским улицам, где кинотеатр «Спартак», «Пролетарий», Никитинская библиотека, Кукольный театр, парк «Орленок», я сам там гулял и влюблялся, — рассуждает Дмитрий Дьяченко.
К слову, работа над «вкусным» сериалом научила Дьяченко разбираться в пище, заставила отказаться от столовых с «советской» едой, подвигла питаться в ресторанах, что ударило по бюджету режиссера. Но он не жалуется. Теперь у него есть интересная работа. И пусть целый год не был в отпуске, пусть редко видит маленького смешного сынишку Ваню и жену, пусть не до шуток, когда идет работа над новым фильмом под кредит в 3 млн долларов, пусть постоянно дорожает бензин… Зато есть возможность делать то, о чем мечтал, — снимать кино. Интересное кино.
— Если кино снимает талантливый человек, — философствует Дмитрий Дьяченко, — который чувствует зрителя, может подцепить чувства на крючок, пусть снимает. Потому что он будоражит наши чувства. Например, «Джанго» Тарантино, «Операция “Арго”». Эти фильмы вытаскивают из зрителя чувства, заставляя неотрывно смотреть на экран, переживать за героев. Я не отношусь к режиссерам, которые любят арт-хаус. Мне нравится простое кино — Михалков, Рязанов, Спилберг, Питер Джексон. Даже когда журналист пишет статью, он управляет интересом зрителей — читаешь первый абзац, второй, третий… Слушайте, какая хорошая статья, я ее прочел, и меня проняло. А когда статью пишет человек, который не умеет управлять чувствами зрителей, говорим, что написал непрофессионал. Так везде: я булку ем, булка невкусная… Конечный результат — это чувства зрителей. Зрители должны либо плакать, либо смеяться…