Источник РИА Новости в официальных кругах провинции Бали, хорошо информированный о ходе расследования, рассказал, что художник погиб еще 16 марта в бассейне отеля в городке Кута. По предварительной версии причиной гибели стало злоупотребление алкоголем. В настоящее время власти Бали пытаются связаться с членами семьи Мамышева-Монро через полицию Санкт-Петербурга, чтобы получить их разрешение на необходимые дальнейшие действия и отправить тело художника на родину.
Нерв «Полония»
На Бали Мамышев-Монро в последние месяцы жизни проводил много времени, и на этот раз он снова отправился туда, пользуясь перерывом между проектами — в начале марта в Московском музее современного искусства была открыта фотовыставка «Полоний» по мотивам одноименного спектакля в «Политеатре», который в следующий раз должны были сыграть 6 апреля.
«Сейчас я не думаю о будущем спектакля, придет время, мы выдохнем и будем обсуждать, но сейчас надо просто пережить эту трагедию. Мы только вернулись из Лондона, куда возили один из наших спектаклей, и “Полоний” мы тоже хотели в будущем привезти в Лондон на гастроли, вели переговоры об этом», — рассказал РИА Новости руководитель «Политеатра» Эдуард Бояков.
По его словам, «Влад был стержнем спектакля, его соавтором, все в итоге замыкалось на нем. Мы понимали это и старались создать пространство для его предельной, тотальной реализации. Конечно, он не был просто краской, которую использовал режиссер, он был одним из авторов».
Он подружился с Монро десять лет назад, работая над проектом художника, где ему была отведена роль Иисуса Христа, а Владу — Марии Магдалины и с тех пор они общались и обсуждали варианты совместного театрального проекта до тех пор, пока режиссер Слава Випзон не предложил сделать свою версию «Гамлета».
«Наверное, если все было серьезно и честно, это было связано с жертвой и со служением. Это не было приколом или пиаром — при всей своей известности он был этого лишен. У него было ощущение собственного креста, собственной миссии. Видимо, пришла пора ему сыграть предельную роль».
Бояков заметил, что Монро любил говорить о смерти и размышлять на эту тему в своем творчестве — и в перформансах, и в спектакле.
Со своей стороны, на своей страничке исполнительный директор ММСИ Василий Церетели, который находится сейчас в США, написал, что «Это ужасная, трагическая новость! Мамышев-Монро — один из восхитительных современных российских художников. Я не хочу в это верить. Только виделись с ним на прошлой неделе. Он был торжеством жизни! Я восхищался им как художником, человеком и другом. О нем никогда не забудут».
Смерть в стиле Монро
На личной странице Монро в его коллеги и близкие продолжают писать соболезнования и вспоминать свое общение с художником, отмечая, что он был светлым человеком, любящим людей.
«Ушел гений перевоплощений и замечательный Художник. ((((Монроша, упокойся с миром», — написала модельер Елена Супрун.
Журналисты Татьяна Байдакова и Марина Федоровская вспомнили, как пересекались с Мамышевым-Монро во время работы в журнале «ОМ» — по-настоящему культовом издании 1990-х годов.
«Всегда буду помнить, как поздравляли друг друга с “нашим” днём рождения — 12 октября. Всегда буду помнить, как делали съёмки и статьи во времена “ОМа”. Ты очень светлый был…», — сказала Байдакова, а Федоровская призналась, что послала вчера Владу сообщение, на которое он ответил вот таким странным образом.
«Он всегда помнил всех людей, с кем разговаривал, кто писал о нем, и даже просто говорил с ним. Всегда здоровался. Он с нами. Мне хочется, чтобы мы не ссорились. Это ведет к одиночеству. Каким всю жизнь болел он. Всем нужный и никому», — написала она.
«Ужас и пустота. Владик дал последний перформанс», — написала в Facebook художница Катя Филиппова, играющая мать Гамлета и автор костюмов в спектакле «Полоний», где Монро досталась заглавная роль. По ее словам, незадолго до открытия выставки в ММСИ художник позвонил ей и попросил костюм Офелии, сказав, что все остальные персонажи уже отсняты. «Вот так вышло…», — резюмировала актриса.
Журналист Георгий Мхеидзе оставил такую запись: «“Персонажей” в 90-е было — не протолкнуться, а вот талантов сопоставимого калибра — пожалуй, ни одного. Помним, любим, скорбим».
Участница известной арт-группы AES + F Татьяна Арзамасова отзывается так: «Боже мой! Грустно и ужасно».
Мамышев-Монро
Мамышев-Монро родился 12 октября 1969 года в Ленинграде. В 1986 году он окончил литературную школу №27 (класс Вениамина Каверина). В 1986 начал работать с арт-группой «Новые художники» Тимура Новикова. С 1987 по 1989 год служил художником и руководителем детского клуба в Советской армии на космодроме Байконур.
Это создатель фотографией, коллажей и работ с новыми медиа, известный своей любовью к различного рода мистификациям. Так, в ходе своих знаменитых перформансов он часто перевоплощался в известных людей. Чаще всего художник выбирал образ Мэрилин Монро. Среди сыгранных им персонажей также Айседора Дункан, Екатерина II, Адольф Гитлер, Мадонна, Иван-царевич, Дракула и многие другие.
Псевдоним Влад Монро или Мамышев-Монро закрепился за художником после «Пиратского телевидения», созданного совместно с Юрисом Лесником и Тимуром Новиковым. В 2000 году Мамышев-Монро обратился к образу кинозвезды Любови Орловой. Он лауреат премии Кандинского-2007 в номинации проект года за свой вариант фильма «Волга-Волга», созданный совместно с режиссерами Павлом Лабазовым и Андреем Сильвестровым.
Художник среди прочего — автор статей в ряде журналов, например в «ПТЮЧ», и ведущий передач на телевидении. Работы Мамышева-Монро находятся в ММСИ, Московском доме фотографии, Новом музее, а также в частных собраниях таких деятелей, как Элтон Джон и Константин Звездочетов. В декабре 2012 года Мамышев-Монро стал играть заглавную роль в спектакле «Полоний» московского «Политеатра».