Для миллионов зрителей Быстрицкая, конечно, прежде всего — Аксинья из легендарного фильма Сергея Герасимова «Тихий Дон». А москвичи разных поколений помнят ее роли в Малом театре, где она проработала более полувека.
— Элина Авраамовна, вы не просто пережили Великую Отечественную войну, но и участвовали в ней: будучи совсем юной, работали в госпитале. Что вспоминается из того времени?
— Те годы стараюсь не вспоминать. Это как другая жизнь. Если вам кто-то скажет, что с удовольствием вспоминает войну, — не верьте. То, что я видела, — не приведи Господи! Тазы в операционной с отрезанными конечностями, анаэробные больные… Вы, наверное, даже не знаете, что это такое. Это газовая гангрена и столбняк, смертельные заболевания. Я не падала в обморок при виде всего этого, хотя совсем девчонкой была.
— Когда вы поступали в театральный институт, на кого из старших коллег-актеров хотелось равняться в профессии?
— Пожалуй, что ни на кого. По уговору с родителями я должна была пойти в медицину. Меня отправили в медтехникум, но когда начались практические занятия, я поняла, что не смогу стать настоящим врачом. В техникуме я участвовала в самодеятельности, мои выступления имели успех. И я поступила в театральный. После первого курса состоялся мой кинодебют в фильме «В мирные дни». Меня пригласили туда, потому что заметили в массовке, где я зарабатывала себе на жизнь.
— Вы сразу понравились себе на экране?
— Я смотрела на себя исключительно с точки зрения медицинской профессии (героиня Элины Быстрицкой в фильме «В мирные дни» — военный врач. — "Труд"). И почувствовала, что сделала работу достойно и выглядела прилично.
— Ваш отец был против того, чтобы вы шли в актрисы. Какая роль убедила его в правильности вашего выбора пути?
— В "Тане" Арбузова — моя первая роль в Вильнюсском театре. По специальности эта героиня тоже врач. Папа и мама видели спектакль, хотя я и просила, чтобы они на него не ходили. Когда после премьеры я приехала домой, там был праздник. Отец сказал: «Твоя взяла». Он всегда был очень лаконичен.
— Вы спортивный человек. Смотрите передачи вроде «Танцев со звездами» и "Ледникового периода"? Не жалеете, что в вашей молодости не было подобного?
— Боже мой, зачем мне это было нужно? (Смеется.) Чтобы научиться красиво ходить на сцене, я пошла в балетную школу и полтора года там занималась, даже встала на пуанты. А на съемках «Тихого Дона» мне было легче понять казачку, потому что госпиталь, в котором я работала, стоял в казачьей станице Обливская. Я поняла, что казачки самостоятельнее и свободнее наших деревенских женщин.
— Говорят, все актеры суеверны.
— Я — нет. Столько видела всякого, что после этого суеверий не остается.
— Вы более полувека проработали в Малом театре, застали там легендарных актеров. Чему от них научились?
— Дарья Васильевна Зеркалова была блистательной актрисой. В спектакле «Веер леди Уиндермир» она играла мать моей героини. Дарья Васильевна была уже немолода. Я видела, как она готовится к роли. Ей было трудно, но она все это преодолевала. Этой выдержке у нее я и училась. Еще был случай: я вводилась в спектакль «Иванов», должна была играть Сарру. И вот на репетиции артист Николай Афанасьевич Светловидов мне говорит: «Эличка, Сарра любила стихи». Я спрашиваю: «Как это, ведь в роли ни одной стихотворной строки?» А он мне: «Вот она говорит: “Цветы повторяются каждую вёсну, а радости нет…” Я спрашиваю: “Какие же это стихи?” А он отвечает: “Это как прочесть”. И читает нараспев…
— Правда ли, что однажды вам предложили сфотографироваться для американского журнала, а вы отказались?
— Вы имеете в виду историю с платьем, которое мне хотели подарить? Это было в начале 60-х, когда делегация советских актеров приехала в США. Был прием у президента Эйзенхауэра, на который нас повезли прямо с самолета. На мне был костюмчик из джерси — симпатичный, но не вечерний туалет. По всей вероятности, в связи с этим супруга президента предложила, чтобы мне сшили платье, а потом сфотографировали в нем для журнала. Я отказалась не столько от журнала, сколько от подарка.
— Почему?!
— Не принимаю того, что не заслужила. Меня так в детстве учили: за все нужно отвечать.
— Как сейчас проводите свой досуг?
— Стараюсь не посещать сборища. Читаю книги, слушаю радио. Утром включаю компьютер, чтобы узнать новости в интернете, смотрю телевизор: мне интересно знать, что происходит в мире. Иногда после новостей или фильмов сама себе говорю: “Боже мой, это же ликбез для бандитов!”
— Есть у вас любимые партнеры по сцене, кинематографу?
— Боже, каким счастьем было работать с Борисом Андреевичем Бабочкиным (легендарным Чапаевым из фильма братьев Васильевых. — »Труд")! Прекрасно со мной работал еще недавно Борис Клюев. Могу назвать блистательного Владимира Кенигсона, Елену Митрофановну Шатрову, Софью Николаевну Фадееву… Это мои партнеры по Малому театру.
— Мы еще увидим вас в спектаклях Малого?
— Недавно я выступала в концерте, посвященном 23 февраля. По поводу спектаклей ничего сказать не могу. Врачи запретили мне на некоторое время физические нагрузки, а сыграть спектакль, не прилагая усилий, невозможно.