С аншлагами с проходят в московском Кремлевском дворце 23-24 марта концерты Кубанского казачьего хора. Свои выступления коллектив посвящает 75-летию Виктора Захарченко — известного композитора, фольклориста, который руководит хором более 40 лет.
Кубанский казачий хор называют национальным достоянием России. Это коллектив, который способен любую аудиторию в любой стране поднять на ноги и заставить аплодировать до боли в ладонях. Особенно, когда на сцену вместе с певцами выходят танцоры. Начинается настоящая феерия: головокружительный темп воинских плясок, лихое фехтование на шашках, почти акробатические соло… Но и певцы не отстают: их звонкие, энергичные мелодии буквально заводят публику. Это - стихийная удаль, доблесть и отвага русского человека, русского характера. То, с чем, прежде всего, ассоциируется в мире понятие «казак».
200 лет назад казаки Кубани - вольные крестьяне и одновременно воины, которые охраняли южные земли России между Северным Кавказом и Черным морем, — подали прошение о создании войскового певческого хора. Им было позволено создать даже два коллектива: один - для богослужений в храме, другой, получивший название «музыкантский», — для проведения казачьих праздников и парадов. «С этого и началась история старейшего российского хора», — рассказал руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко:
«История Кубанского казачьего войска, и не только кубанского, а всех основных 12 казачеств России, — отражена не только в летописях, исторических книгах, но и в песнях, в народном творчестве. А что касается Кубанского казачьего хора, то он прошел все этапы, которые прошло казачество. Пережил все, что было светлого, прекрасного и что было трагического, драматического в истории казачества России вообще».
Это определило другой пласт репертуара - народные песни о тяжелой доле, о гибели молодого героя-казака, о женской верности, об одиночестве и разлуке. Казаки поют такие песни сдержанно, но их мелодии проникают в душу, показывают, какая бездонная глубина кроется в русском характере. И еще одну ипостась русского народа олицетворяют церковные песнопения. В советские времена, вскоре после революции 1917 года, хоровой коллектив Кубанских казаков был ликвидирован. Позже в сталинских лагерях трагически оборвалась жизнь художественного руководителя — фольклориста Григория Концевича. После этого хор стал постепенно превращаться в экспортный вариант русской экзотики. Особенно бросались в глаза пестрые сценические костюмы, рассказала известная художница Светлана Дзюба:
«Цветовая гамма в казачьих костюмах - военных и бытовых - довольно четко прописана в разных источниках. А также и ткани, и особенности кроя, и фурнитура. Не могло быть ярко-розового, ярко-зеленого цветов. А были цвета, близкие к натуральным, глубокие, и, конечно, активный акцент - это светлое полотно с вышивкой. Вот такой контраст был в казачьем народном костюме».
Только в последние десятилетия коллектив стал возвращаться к своему стилю и репертуару, восстанавливая забытые народные обряды, возвращая на сцену героические строевые песни и протяжные «казачьи баллады». Всё это собрано в программу московских концертов. А юбиляр - руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко — подготовил сюрприз. Он впервые выходит на сцену в облике простого казака из кубанской станицы, исполняя песню и подыгрывая себе на гармони.